Том 9, № 3, 2017
- Год: 2017
- Статей: 15
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/issue/view/873
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK93
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Летняя пора - время творчества
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Этнокино: образ «Другого»
Аннотация
В статье обращается внимание на ту сферу кинематографического труда, которая, смыкаясь с наукой, стремится познать смысл и особенность бытия человечества через показ этнографического множества. Речь идет о направлении, не имеющем в настоящее время установившихся терминологических рамок и известное как этнографическое кино, этнокино, аудиовизуальная антропология. Эволюция идеологических мотивировок развития этого вектора кино рассматривается сквозь призму «Запад - Восток» как запечатление образа Другого. Значительное место уделяется понятию «культурная антропология» и его осуществлению в творчестве мэтров мировой документалистики Г. Якопетти, К. Маркера.
Идеологическая конъюнктура и художественная эстетика фильмов фэнтези России и США 1950-х годов
Аннотация
При использовании архивного материала и инструментария компаративистики в статье рассматриваются вопросы репрезентации в фильмах фэнтези сказочно-мифологической картины мира на примере реализации в кинематографе 1950-х годов сюжетов о морских странствиях, особенностях образа героя-путешественника - Садко в кинематографе СССР и Синдбада в США. Представлен анализ героя, нарратива, контаминации восточных и античных мотивов, технологических, эстетических и идеологических составляющих в фильмах.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
К проблеме нуминозного. О значении нуминозного в фильмах Андрея Тарковского
Аннотация
В статье исследуется нуминозное как важная составляющая сакральной сферы. Рассматриваются базовые положения о нуминозном, представленные в работе Рудольфа Отто «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его отношении с рациональным». Особое внимание уделяется толкованию термина «нуминозное», исследованию значимых характеристик нуминозного опыта, таких как tremendum, majestas, misterium, fascinans, sanctum. Задача статьи - выявить значение феномена нуминозного в творчестве А. Тарковского, рассмотреть особенности режиссерского подхода в его реализации в конкретных фильмах.
Голос в метадиегетическом пространстве кинофильма
Аннотация
В статье, продолжающей цикл публикаций «Звукозрительные приемы создания метадиегетического пространства в кинематографе» («Вестник ВГИК» № 1 (31), 2017; № 2 (32), 2017), анализируются в историко-художественном и технико-технологическом контексте развития кинематографа приемы в звукорежиссуре, которые позволяют использовать выразительные возможности человеческого голоса в субъективном пространстве (метадиегезисе) фильма и отделить с помощью голоса метадиегезис от звуковой реалистичности диегезиса аудиовизуального произведения.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Образная структура фильма в преломлении мифологем
Аннотация
В статье анализируются вопросы, связанные с применением в художественном фильме мифологических структур. В работе находит подтверждение тезис о том, что кинематограф, используя присущие ему средства обращения к аудитории, способен создавать новые образные системы, непосредственно влияющие на жизнь общества.
Лейтмотивное повествование и теория дистанции: анализ фильма «Времена года»
Аннотация
В статье на примере анализа короткометражного неигрового фильма «Времена года» Артавазда Пелешяна рассматривается использование лейтмотивно го повествования в кинематографе, понимаемое как повествование, основанное на переходах от одного лейтмотива к другому. Особенность творческого метода Пелешяна заключается в том, что он основывается не на связях, существующих между смежными кинообразами, но оперирует образами, разделенными во времени, что обеспечивает их повторяемость. На переходах от одного лейтмотива к другому выстраивается и драматургия фильма «Времена года», где основными лейтмотивами, как и в других фильмах режиссера, являются темы космоса и хаоса.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Контекстуальная аргументация в гуманитарных науках
Аннотация
В статье показывается, что из всех возможных способов аргументации (обоснования) в гуманитарных науках, в частности, в киноведении, наиболее широко применяются так называемые неуниверсальные, или контекстуальные, способы обоснования. Авторы отстаивают тезис о рациональности контекстуальной аргументации. В статье рассматриваются конкретные контекстуальные аргументы, характерные для обоснования гуманитарного знания: аргумент к традиции, здравому смыслу, авторитету, вкусу, моде и др
Языковые трансформации медиатекста как фактор репрезентации реальности
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакультуры как знаковой системы в контексте исторического развития. Язык медиа как совокупность знаковых систем (текстов) прошел путь эволюции от «предметного письма» к письменности, от тиражирования текстов (книгопечатания) к электронной медиакультуре - визуальной, аудиальной, аудиовизуальной (экранной). Современная медиакультура, репрезентующая реальность с помощью экрана, связана с эстетикой кадра. Именно в экранной культуре происходит процесс интеграции, синтеза всех предшествующих знаковых систем, обусловленный тем, что новые медиа являются итогом технического прогресса.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Китайская анимация в творчестве братьев Вань
Аннотация
Китайская анимация как одна из значимых анимационных школ в мировой анимации имеет свои особенности, свою поэтику, свой национальный колорит. Ее опыт представляет интерес для национального и мирового искусствоведения, анализа процессов становления и эволюции мировой анимации. Основную роль в зарождении национальной анимационной школы сыграли братья Вань, определившие лицо китайской анимации, разработавшие ее технологическую базу, создавшие студийную систему производства. В статье анализируются эволюция технических приемов, смена тематики в лентах братьев Вань, чье творчество предопределило становление китайской анимационной школы.
Аспекты телесности в американском «фильме нуар» (1941-1955)
Аннотация
Статья посвящена проблеме тела и телесности в классическом американском «фильме нуар». Рассматривается стилеобразующая роль телесности, подразумевающей вещественность и материальность кинообраза, исследуются различные типы человеческого тела (мужского, женского), обладающие своей конкретной смысловой, структурной и визуальной функцией. Анализ подкрепляется примерами из кинофильмов, созданных в стиле «нуар».
Индия и Англия в зеркале экрана
Аннотация
Статья посвящена анализу фильмов, созданных английскими и индийскими кинематографистами, главная тема которых непростые взаимоотношения между культурами Запада и Востока. Кинематографисты обеих стран прекрасно понимают, что кратчайший путь к сердцу зрителя - это обращение к понятным каждому человеку эмоциям и чувствам, независимо от его национальности, что находит отражение в анализируемых экранных работах
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Вклад России в цифровое ТВ-вещание
Аннотация
Во втором десятилетии XXI века все яснее прорисовывается взаимосвязь и даже взаимозависимость качественных показателей современной экранной продукции и экранных искусств в целом от бурно развивающихся инновационных технологий. Сопряжение проблематики разных научных специальностей в рамках анализа развития отрасли, в частности, технических и гуманитарных наук, ставит перед исследователями множество вопросов. Один из них относится к выявлению факторов, необходимых для признания на мировом уровне фундаментального проекта и его последующего внедрения. Примером для обоснования в статье этой проблемы служит история развития наземного ТВ-вещания, прошедшего путь от аналогового к цифровому, многопрограммному, интерактивному ТВ.