Том 5, № 2, 2013
- Год: 2013
- Статей: 16
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/issue/view/891
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK52
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Премия «Золотой Орел» — 2013. Размышления по поводу
Аннотация
Поиск изобразительных решений, новых выразительных приемов в фильме, созвучных современному кинопроцессу, одна из сложных задач кинотворчества. Конкурсы, где между собой конкурируют фильмы, не только демонстрируют, как правило, палитру таких творческих решений, но и выявляют новаторские подходы, мастерство создателей киноленты.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):144-147
144-147
148-151
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
6-16
Кино США в период Великой депрессии. Фаза «социального беспокойства»
Аннотация
Статья обращена к американскому кино 1930-х годов. Материал рассматривается в рамках «циклической» концепции, согласно которой жизнь американского общества подчиняется вполне выраженному алгоритму настроений — «социальное беспокойство» сменяется «частным интересом», затем вновь приходит фаза «социального беспокойства» и т. д. Дается панорама одного из важнейших направлений американского кино времени Великой депрессии — «гангстерского фильма», анализируется яркий представитель этого тематического поджанра — фильм «Враг общества» (1931, реж. Уильям Уэллман). В статье прочерчиваются связи кино «социального беспокойства» 1930-х годов с предыдущей и последующей фазами, говорится о проблеме вычленения в каждой фазе ее стадий — становления, расцвета, заката.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):17-32
17-32
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
34-42
Репрезентация и реконструкция времени в неигровом фильме
Аннотация
Статья посвящена проблеме воссоздания времени в неигровом фильме. Проводится различение между двумя типами структур, основывающихся на методах репрезентации и реконструкции времени: модели с элементами «тотальности» экранного зрелища и монтажной модели, построенной способом вторичного структурирования временных связей. В соответствии с этим описываются концептуальные художественные приемы и инструменты, относящиеся к каждому методу. Делается вывод о том, что два способа структурирования времени в неигровом фильме соотносятся с различными типами феноменов.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):43-56
43-56
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Экранное изображение. Эффект последействия
Аннотация
В статье рассматривается один из аспектов восприятия экранного изображения — эффект последействия. В отличие от обычного восприятия кинетических положений объекта, зрительное восприятие в случае эффекта последействия основано не на аналогии, а на контрасте. Гипотетически это можно объяснить тем, что в нашем мозгу существуют две системы, противоположные друг другу по характеру визуального восприятия. Данный эффект имеет место как при восприятии человеком реальных явлений, так и экранного изображения.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):58-64
58-64
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Художественное пространство как категория современной эстетики
Аннотация
В статье показывается, как понятие «художественное пространство» трансформировалось в категорию современной эстетики в результате философско-эстетического исследования этого понятия представителями разных философских направлений ХХ века (О. Шпенглер, М. Хайдеггер, П. Флоренский и др.) Делается вывод о том, что в отличие от хронотопа, являющегося локальным понятием, применимым лишь в случае анализа литературных произведений, понятие «художественное пространство» универсально и относится ко всем видам искусства.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):66-80
66-80
81-86
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Алжир: рождение кинематографа
Аннотация
Статья посвящена остававшимся долгое время за пределами интересов российской гуманитарной науки особенностям зарождения алжирского кинематографа. В контексте общеисторической революционной ситуации периода 1954-1962 годов она отражает предпосылки возникновения национального кинопроизводства, рассказывает о европейских кинематографистах, внесших свой весомый вклад в его становление и развитие.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):88-94
88-94
КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Как возможно «свое» конкурентоспособное кино
Аннотация
Автор предлагает и обосновывает инновационное направление возрождения и развития российского фильмопроизводства, исходя из социологического видения существа проблемы повышения его конкурентоспособности и путей ее достижения в рамках возможностей государственной кинополитики. В завершающей части статьи, подготовленной в Государственном институте искусствознания и дополненной материалами НИИ киноискусства ВГИК (окончание, начало в № 14, 15), рассматриваются концептуальные ориентиры государственной кинополитики и практические меры ее рациональной корректировки.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):102-120
102-120
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Шоу-программы современного ТВ. Классификация и специфика моделирования
Аннотация
В статье рассматривается представленность телевизионных шоу-программ, выявляются культурологические основы экранной репрезентации как явления массовой культуры, формулируются специфические особенности технологии моделирования этого типа телепередач.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):122-132
122-132
ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В ЛИЦАХ | ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
«Фараон египетского кино» Шади Абдель Салям
Аннотация
В восстановленной в 2002 году Александрийской библиотеке, сразу ставшей достопримечательностью современного Египта, действует постоянная экспозиция, посвященная египетскому кинорежиссеру, сценаристу, художнику и педагогу Шади Абдель Саляму (1930-1986). Мартин Скорсезе, объявивший в 2007 году на Каннском фестивале об образовании Всемирного фонда кино, призванного сберечь шедевры экранного искусства, одним из первых включил в их число фильм Шади Абдель Саляма «Мумия» (Аль-Мумия), ограниченно показанный в Советском Союзе под «коммерческим» названием «Тайна племени Харабат».
Вестник ВГИК. 2013;5(2):95-96
95-96
Кинематографические взлеты и неудачи М. Найта Шьямалана
Аннотация
М. Найт Шьямалан (настоящее имя Манодж Нелльятту, M. Night Shyamalan) — режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 6 августа 1970 года в городе Пондишере в Индии в семье преуспевающего врача. Вскоре отец получил приглашение на работу в США, и семья переехала в пригород Филадельфии.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):97-100
97-100
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ | ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ
Магический реализм Андре Дельво
Аннотация
В статье рассматриваются художественные особенности главных фильмов малоизвестного бельгийского режиссера Андре Дельво с точки зрения соединения в них элементов магического, иррационального и видимых признаков узнаваемой повседневной реальности. При помощи воображаемых пространства и кинематографического времени в картинах, которые хотелось бы отнести к «магическому» реализму, открывается особая ««правда жизни» — смена угла зрения позволяет увидеть скрытые глубины и тайну, создать более сложную картину мира.
Вестник ВГИК. 2013;5(2):134-143
134-143
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | РЕЦЕНЗИЯ
152-153