Том 9, № 2, 2017
- Год: 2017
- Статей: 16
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/issue/view/874
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK92
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Тарковский в меняющемся времени
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Востребованность российского кино
Аннотация
В статье представлена концептуальная модель социодинамики зрительской востребованности российского кино. Рассматривается вопрос о рациональном ее регулировании на основе данных статистики и социологии. Приводятся скрывающиеся за статистическими показателями социологические свидетельства зрительской востребованности национальных кинофильмов.
Гендерный подход к анализу фильма «Поэт и Падшая душа»
Аннотация
Статья посвящена вопросам репрезентации женской гендерной модели в отечественном кинематографе дореволюционного периода. В работе исследуется экранный образ публичной женщины и факторы его формирования. Одно из наиболее интересных явлений, анализируемых в статье, - экранный женский образ, формируемый поэзией A. Блока. В качестве примера яркого воплощения этой тенденции анализируется фильм Б. Чайковского «Поэт и Падшая душа» (1918).
«Кино-Глаз»: концепция условности в документалистике Дзиги Вертова
Аннотация
Дзига Вертов - режиссер-новатор, не только разрабатывавший, но и осмысливавший специфику документального кино. С позиций закономерностей визуального восприятия в статье рассматриваются причины условности киноизображения в фильмах режиссера, а также программные для документального кино аспекты его кинотеории. Такой ракурс позволяет по-новому взглянуть на вертовский принцип трансформации реальности в киноизображении.
Цензурный механизм в советской кинематографии 1920-х годов
Аннотация
Цензура в советской кинематографии 1920-х годов описана в научной литературе не в полной мере, несмотря на опубликованные постановления, списки, мемуары и статьи, где упоминаются казусы, связанные с деятельностью цензоров. В данной статье описываются цензурные механизмы, с помощью которых осуществлялся контроль над зарубежными кинолентами, составлявшими преимущественную часть кинопроката в первое десятилетие советской власти.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Образ невидимого наблюдателя в фильме «Зеркало»
Аннотация
В статье анализируется работа камеры в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Формулируются ответы на вопросы - каков статус повествователя, и можно ли говорить о субъективности камеры в «Зеркале»? В фильме режиссер нередко выбирает необычные ракурсы, создающие эффект подсматривания, словно за персонажами кто-то следит. Особое внимание уделяется типологии взгляда персонажей в объектив. В статье приводятся примеры как из «Зеркала», так и из других фильмов А. Тарковского.
Проблема экранизации утопий в российском кинематографе
Аннотация
Статья посвящена особенностям экранизации литературной утопии в отечественном кинематографе. Анализируются социальные и художественные факторы, повлиявшие на развитие жанра. Особое внимание уделяется характерным чертам кинодраматургии - использование приемов дедраматизации позволяет раскрыть содержание и функции жанра утопии на экране.
Музыка в метадиегетическом пространстве кинофильма
Аннотация
В статье, продолжающей цикл публикаций «Звукозрительные приемы создания метадиегетического пространства в кинематографе» (начало «Вестник ВГИК», № 1 (31), 2017), в историко-художественном контексте развития кинематографа анализируются приемы в звукорежиссуре, которые позволяют использовать элементы музыкальной выразительности для характеристики субъективного пространства (метадиегезиса) фильма, отделения метадиегезиса с помощью музыки от звуковой реалистичности диегезиса фильма.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Компенсаторный хеппи-энд как типологическая группа кинематографических финалов
Аннотация
В статье впервые рассматривается существование большой группы кинематографических финалов, которые можно объединить общим названием - компенсаторный хеппи-энд. Занимая разные позиции по эмоциональной шкале, эти финалы воспроизводят в фильме общую логическую структуру - структуру компенсации. На ряде примеров анализируется разнообразие сюжетных решений в произведениях киноискусства, открывающихся при обращении к данному типу финала.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Десктоп-фильмы. Читать или смотреть?
Аннотация
Задача исследования - анализ пока еще молодого, но постепенно набирающего популярность формата «десктоп», различные элементы которого можно встретить в фильмах разных жанров. Обсуждается, есть ли потенциал у данной технологии, предлагающей использование отличной от классической формы экранной киноэстетики, на какие элементы эта технология опирается и как трансформируется в ней понятие «человек», отраженное в проекциях виртуальных комнат.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Индивидуализм как «культурный синдром» в новейшем американском кинематографе
Аннотация
В статье рассматривается баланс двух основных культурных конструктов - индивидуализма и коллективизма, и то, как он представлен в американском кинематографе 2015-2016 годов. В качестве материала выбраны фильмы, действие которых происходит в прошлом, настоящем и будущем. Формулируется вывод: в условиях масштабной опасности неотъемлемая от понятия индивидуализма идея моральной ответственности неизбежно ведет к усилению на индивидуальном уровне роли компонента коллективизма как необходимого условия общего выживания.
Киноэкран Арабского Востока: проблема радикального ислама
Аннотация
В статье обосновываются процессы отражения на киноэкране ряда арабских стран идеологии радикального фундаментализма, его попытки самоутвердиться на Арабском Востоке, что ставит судьбы простых людей на грань существования, оказывает негативное влияние на мирное сосуществование государств в мире.
КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Новые реалии формирования зрительской киноаудитории
Аннотация
В статье рассматривается влияние комплекса экономических, социальных, информационно-коммуникационных, маркетинговых факторов на зрительскую киноаудиторию, приводится страноведческий анализ потребления культурно-досуговых услуг, включая посещаемость кинотеатров. Раскрываются особенности развития таких сегментов кинорынка, как онлайн-кинотеатры, платный просмотр, скачивание фильмов, игр, музыки и т. д., расширяющих потребительский выбор и демонстрирующих силу конкурентов кинопроката. Обосновывается использование маркетинговых инструментов (рекламное продвижение кинопродукции в социальных сетях, популяризация брендов, кобрендинговые программы и т. д.) для усиления приверженности и лояльности зрителей.