«Фауст» А. Сокурова: философский подтекст трагедии Гёте как проблема
- Авторы: Хренов Н.А.1,2
-
Учреждения:
- Государственный институт искусствознания
- ВГИК
- Выпуск: Том 5, № 3, 2013
- Страницы: 34-42
- Раздел: КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/article/view/14891
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK5334-42
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена уникальному кинематографическому шедевру — попытке режиссера А. Сокурова использовать гениальное создание Гёте — трагедию ««Фауст» для высказывания о самых острых явлениях последнего столетия, связанных с возникновением массы, массовых обществ и, как следствие этого, вождей и диктаторов. В статье автор пытается понять, почему трагедия создавалась Гёте так трудно и так долго и не вся была напечатана при жизни автора. Ответ на этот вопрос позволяет приблизиться к пониманию замысла фильма А. Сокурова.
тетралогия, демонизм, диктатура, интертекст, ранний модерн, фаустовский человек, гомункул, постмодернизм, трансцендентное, утопия, антиутопия
Полный текст
Хренов Николай Андреевич
доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке; специалист в области эстетики и культурологии; профессорГосударственный институт искусствознания; ВГИК
Литература
- Аникст А. Гёте и Фауст. От замысла к свершению. — М., 1983. С. 135.
- Зиммель Г. Гёте. В кн.: Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М., 1996. С. 307.
- Эккерман И. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М., 1981. С. 596.
- Александрова Н. Первый немецкий фильм о Фаусте. В кн.: Гётевские чтения. — М., 2007. С. 292.
- Фауст жив. Александр Сокуров о зловещих парадоксах человеческой натуры // Российская газета. 14. 09. 2011.
- Легенда о докторе Фаусте. — М., 1978. С. 271.
- Лотман Ю., Успенский Б. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода («Свое» и «чужое» в истории русской культуры). Труды по знаковым системам. XV. Выпуск 576. Типология культуры. Взаимное воздействие культур. — Тарту, 1982. С. 111.
- Зиммель Г. Гёте. — М.: Юрист, 1996. С. 163.
- Гёте И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. — М., 1985. С. 147.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — М., 1993. С. 228
- Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1. — М., 1992. С. 81
- Айснер Л. Демонический экран. — М., 2010
- Айснер Л. Демонический экран. — М.: Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010. — 240 с.
- Аникст А. Гёте и Фауст. От замысла к свершению. — М.: Книга,1983. — 270 с.
- Гёте И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. — М.: Правда, 1985. — 701 с.
- Зиммель Г. Гёте // Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996. — 671 с.
- Легенда о докторе Фаусте. — М.: Наука, 1978. — 430 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — М.: Мысль,1993. — 663 с.
- Эккерман И. Разговоры с Гёте в последние годы жизни. — М.: Художественная литература, 1981. — 687 с.