Том 6, № 1, 2014
- Год: 2014
- Статей: 15
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/issue/view/888
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK61
Статьи
Год культуры в России
Аннотация
2014 год ознаменован проведением в России Года культуры. В рамках этого широкомасштабного события во всех регионах Российской Федерации проводятся различные мероприятия в целях привлечения внимания широкой общественности к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. Под знаком Года культуры проходят мероприятия во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова. Среди них - дискуссии, где видные российские ученые, известные деятели отечественной кинематографии обсуждают насущные вопросы в отрасли, творческие конкурсы, показы спектаклей, в которых участвуют студенты вуза, художественные выставки... Особое внимание деятелей культуры, теоретиков и практиков привлек Дискуссионный клуб «Парадоксы современной художественной культуры», состоявшийся в начале этого года, где на повестку дня встал вопрос: может ли быть культура без образования или образование без культуры? В рамках этой дискуссии выступили преподаватели университета, киноведы, философы, в том числе Н.А. Хренов, Л.А. Андреев, другие. Значительный интерес вызвал и совместный проект Художественного факультета ВГИК и Veresov Gallery (Галерея Вересов), в рамках которого проходит целая серия выставок работ преподавателей университета. К каждой экспозиции выпускается красочный иллюстрированный каталог. Начало выходить и новое периодическое издание - «Дайджест событий киноиндустрии», которое готовится учеными НИИ киноискусства Актерский факультет ВГИК (мастерская И.Н. Ясуловича, дипломный курс) представил спектакль «Он, она и Вуди Аллен», который был показан в Театральном центре «На Страстном». В спектакле звучит музыка 1970-х годов, а сама постановка основана на живом вокале, хореографии, акробатике и множестве ироничных текстов.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Кино как ресурс дохода страны. Советский кинопрокат в 1930-е годы
Аннотация
В статье анализируется реализация идеи замены доходов от водки доходами от кино, выдвинутая в конце 1920-х. Был предпринят ряд мер, в частности, расширение киносети в рамках переоборудования храмов в кинотеатры с целью достичь роста кинопроизводства. Грандиозный проект 1930-х годов, получивший название «Советский Голливуд», чьим инициатором выступил руководитель кинематографии того времени Б. Шумяцкий, также широко обсуждался. Но удалось ли мечту превратить в реальность?
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
«Фауст» А. Сокурова: от открытия демонизма в эпоху раннего модерна к осознанию политических катастроф XX века
Аннотация
Фильм А. Сокурова предстает попыткой использовать трагедию «Фауст» Гёте для высказывания об острых явлениях ХХ века, связанных с возникновением массы, и, как следствие этого, вождей и диктаторов. Казалось бы, это способно привести к вульгарному и поверхностному толкованию классики. Но в данном случае идея А. Сокурова включить свой новый фильм в то, что он называет тетралогией, т.е. группой фильмов, посвященных диктаторам ХХ века, вызывает необходимость углубиться в замысел Гёте. Пытаясь осмыслить генезис демонизма в западной культуре и соотнести его с трагедией Гёте, автор показывает (цикл статей в № 17,18,19), что демонизм явился реакцией на гипертрофию в раннем модерне разума. Это обстоятельство во многом объясняет демоническую основу тех идей, что реализовывались при социализме. Так, трагедия Гёте и в самом деле является частью тетралогии.
О предпосылках создания теории художественного времени
Аннотация
В статье рассмотрены основные предпосылки создания теории художественного времени: понимание времени, высказанное Августином Аврелием, учение о времени как процессуальной конструкции П. Флоренского, исследования И. Пригожина процессов становления.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
«Белая гвардия» на телеэкране: в плену мифов масскультуры
Аннотация
В статье анализируется телевизионная экранизация известного романа Михаила Булгакова, показанная на российском ТВ в 2012 году. Автор сравнивает современный сериал со знаменитым советским телефильмом «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1976 году.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Проблемы представления и типологии демонических и монструозных персонажей в анимации
Аннотация
В работе рассматриваются проблемы демонического и монструозного на примере произведений анимации. Даются характеристики демонического и монструозного; определяются формы их проявления в анимации; выделяются причины, способствующие изменению отношения к демоническим и монструозным образам; предлагается классификация демонических и монструозных персонажей в анимации на основе их функции, происхождения, локализации и типе гибридности.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Немой период австралийского кино
Аннотация
Статья посвящена первому периоду истории австралийского кинематографа. Учитывая интерес к феномену современного кино Зеленого континента, автор доказывает, что успех австралийских фильмов на мировом экране сегодня во многом связан с достижениями пионеров кино, которые в чрезвычайно тяжелых условиях конкуренции с английскими и американскими кинокартинами закладывали основы будущих побед этого самобытного национального кинематографа.
КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Формирование глобального критерия при решении продюсерских задач
Аннотация
В статье содержится изложение теоретического материала и практических примеров разработки управленческих решений в деятельности продюсера, рассматриваются модели и методы принятия решений в условиях многокритериально-сти. Основное внимание уделено одному из методов решения многокритериальных задач - методу глобального критерия.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Игра на телеэкране как форма эффективной коммуникации
Аннотация
Телевидение эпохи постмодерна тяготеет к игровым программам, и это закономерно. Телевизионная игра в вариантах game и play помогает разрешить противоречия между реальным и воображаемым через переживание состояния потока, которое нередко возникает в пространстве игровых коммуникаций. Сетевой этап развития системы средств массовых коммуникаций (ССМК), частью которой является ТВ, неизбежно связан с игрой, преодолевающей дискретность современной реальности.
Визуализация рекламного медиатекста на интернет-сайтах телеканалов: креативные технологии
Аннотация
В статье анализируются процессы перехода к мультимедийным вещательным платформам, выводящие креативные технологии визуализации рекламного медиатекста на новый уровень. Этому способствуют мультимедийность, интерактивность, онлайновость, гипертекстуальность медиарынка. Разработка фирменного стиля и формирование рекламного образа бренда предстают как базисные элементы креатива интернет-сайтов телеканалов.
ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В ЛИЦАХ | ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Мир Мамору Осии: иллюзия или реальность?
Аннотация
Мамору Осии (р. 1951) известен в первую очередь как автор анимэ, в которых поднимает сложные философские проблемы. В своих минималистских работах он рисует гнетущую безотрадную картину нашего будущего, которое представляется как мрачная антиутопия. Основное внимание режиссер уделяет зрительному ряду, за которым следует история, и лишь последнее место отводится персонажам. Осии работает в различных сферах - анимация, инсталляции, игровые полнометражные картины, короткометражки. Наиболее известные его работы «Призрак в доспехах» и «Авалон».