Роль памяти в восприятии экранного образа
- Авторы: Познин В.Ф.1
-
Учреждение:
- СПбГУ
- Выпуск: Том 4, № 2-3, 2012
- Страницы: 96-105
- Раздел: ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
- URL: https://old.vestnik-vgik.com/2074-0832/article/view/14966
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK42-396-105
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается один из аспектов психологии искусства, а именно роль различных видов человеческой памяти — сенсорной, кратковременной и долговременной — в формировании художественного образа при восприятии аудиовизуального произведения. Восприятие зрителем таких специфических приемов кино, как панорамирование и съемка с движения, а также различных видов параллельного, ассоциативного и дистанционного монтажа во многом зиждется на особенностях функционирования нашей кратковременной и долговременной памяти. Усложненное, полифоническое сочетание различных экранных хронотопов в современных фильмах основано на имитации памяти, присущей нашим сновидениям.
Полный текст
Познин Виталий Федорович
доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры радио и телевидения факультета журналистикиСПбГУ
Литература
- Адам Г. Восприятие, сознание, память. — М.: Мир, 1983.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.
- Балаш Б. Дух фильмы. — М.: Госполитиздат, 1935.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. — М.: Наука, 1990
- Вейн А.М., Камнецкая Б.И. Память человека. — М.: Наука, 1973.
- Гинзбург С.С. Очерки теории кино. — М.: Искусство, 1974.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М.: Мир, 1974.
- Пелешян А. Мое кино. Ереван: «Советакан грох», 1988.
- Хорн Г. Память, импринтинг, мозг. — М.: Мир, 1988.
- Morin Edgar. Le cinema ou J’homme imaginaire. — In: «Essais d’antropologie sociologique» Paris, Les Editions de minuit, 1956.